Защита прав потребителей: деятельность Управления Роспотребнадзора по Кировской области
Защита прав потребителей: деятельность Управления Роспотребнадзора по Кировской области
В Управление Роспотребнадзора по Кировской области в 1 квартале 2022 года поступило 1146 обращений по вопросам защиты прав потребителей. Доля жалоб на нарушения прав потребителей в сфере торговли составляет 64%. В сфере услуг основной объем жалоб приходится на бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, финансовые услуги, медицинские услуги и транспортные услуги.
В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В целях оперативной помощи, ориентирования и информирования потребителей в вопросах правильного применения положений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей специалистами, как Управления, так и Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», проводятся следующие мероприятия:
— консультации можно получить по телефонам: (8332) 40-67-24, в рабочие дни с 10.00 до 12.00; Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в рабочие дни с 8.00-17.00 по телефонам 88337522202, 8332 35-52-53.
— Онлайн-консультации по вопросам защиты прав потребителей также можно получить в виртуальной приемной на информационном портале ГИР ЗПП (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals).
— обратиться через сайт Управления, раздел «Прием обращений граждан» (http://www.43.rospotrebnadzor.ru/directions/complaint/) путем направления обращения в электронном виде, либо по почте на адрес: 610027, г.Киров, ул.Красноармейская, д.45.
В рамках реализации полномочий по судебной защите прав потребителей в 1 квартале 2022 года специалистами Управления дано 4 заключения по гражданским делам в порядке ст.47 ГПК РФ в целях защиты прав потребителей. По результатам данных судебных дел в пользу потребителей согласно судебным решениям присуждено более 5 млн. рублей.
Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Управление вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей), права которых нарушены, только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной вжалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
В порядке ст.47 ГПК РФ при подаче искового заявления о нарушении прав исполнителем (производителем, продавцом) потребители вправе заявить ходатайство о привлечении специалиста Управления для дачи заключения по делу. Данное ходатайство может быть также заявлено и непосредственно в процессе судебного разбирательства.
Например, Управление Роспотребнадзора по Кировской области в рамках ст.47 ГПК РФ приняло участие в рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «Автомотор».
Как следует из материалов дела, в июне 2021 года между потребителем и обществом заключён договор купли-продажи легкового автомобиля. В тот же день между сторонами подписано дополнительное соглашение, по условиям которого, покупателю предоставляются услуги по сопровождению заключения указанного договора купли-продажи. Стоимость таких услуг составила 200 000 рублей.
При этом, исходя из данного дополнительного соглашения, услуги по сопровождению заключения договора купли-продажи предоставляются продавцом безвозмездно с оговоркой соблюдения покупателем следующих условий до передачи ему автомобиля:
— покупателем в салоне продавца в рамках Программы сотрудничества ООО «Автомотор» со страховыми организациями осуществляется страхование автомобиля по КАСКО, страхование жизни, РИНГ.
В случае невыполнения покупателем указанных условий дополнительного соглашения либо выхода покупателя из программы сотрудничества ранее 3-х месяцев с момента подписания соглашения, покупатель в соответствии с условиями договора обязан произвести оплату продавцу услуг в размере 200000 рублей.
Вместе с тем, выяснилось, что услуги по дополнительному соглашению обществом оказаны не были. Более того, из содержания дополнительного соглашения невозможно установить, какие непосредственно услуги должны быть оказаны.
Претензия потребителя, направленная с целью добровольного урегулирования спора и возмещения соответствующих убытков, оставлена ответчиком без удовлетворения.
В ходе судебного рассмотрения дела Управлением в порядке ст.47 ГПК РФ дано заключение в пользу потребителя.
В соответствии со ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» , исполнитель, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Включив в дополнительное соглашение условие о том, что при выходе из программы сотрудничества ООО «Автомотор» со страховыми организациями покупатель должен будет уплатить автосалону 200 000 рублей за услуги, существо которых в соглашении не обозначено, ответчик тем самым фактически установил финансовую санкцию к покупателю в случае реализации им права на отказ от договора добровольного страхования.
Нововятским районным судом города Кирова требования потребителя о возмещении убытков, морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя признаны правомерными и обоснованными.
С учетом добровольного перечисления ответчиком денежных средств, решением суда с ООО «Автомотор» в пользу потребителя взысканы: непогашенная выплатой сумма штрафа 17740,89 рублей, возмещение расходов на оплату услуг представителя — 15000 руб., а всего — 32740,89 рублей.
Апелляционным определением Кировского областного суда решение Нововятского районного суда г.Кирова оставлено без изменений.
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Советском районе, г.Советск Кировской области ул. Кирова д.1, т.(883375)22202, эл.почта 31_urist@sanepid.ru