Информация для населения

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Общие правила проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг

04.09.2015

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Общие правила проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

 

 

 

Утвержден

Распоряжением председателя

Контрольно-счетной комиссии

Советского района

Кировской области

                                                                                                                            от 15.06.2015 №2

 

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг» (далее - Стандарт) подготовлен в целях реализации полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования – Контрольно-счетной комиссии Советского района (далее - КСК ) по осуществлению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в рамках реализации положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Федеральный закон № 44-ФЗ).

1.2. Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной комиссии Советского района, утвержденным решением Советской районной  Думы №66 от 17.06.2011, а также стандартами СФК «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий», «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

1.3. Целью Стандарта является установление общих правил, требований при осуществлении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (далее – аудит в сфере закупок), в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).

1.4. Задачей Стандарта является определение содержания, порядка организации экспертно-аналитического мероприятия по аудиту в сфере закупок.

1.5. В Стандарте определены:

- понятия, задачи, предмет и объекты аудита (контроля) в сфере закупок;

- содержание и особенности организации аудита в сфере закупок;

- основные источники информации для проведения аудита в сфере закупок;

- этапы проведения аудита в сфере закупок и их содержание.

1.6. Основные понятия, используемые в Стандарте, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Закона № 44-ФЗ.

1.7. Основные термины и понятия:

законность расходов на закупки - соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

целесообразность расходов на закупки - наличие обоснованных муниципальных нужд, необходимых для достижения целей и реализации мероприятий целевых программ, выполнения установленных функций и полномочий органами местного самоуправления;

обоснованность расходов на закупки - наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объемов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости;

своевременность расходов на закупки - установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками;

эффективность расходов на закупки - эффективное применение имеющихся ресурсов, а также обеспечение с учетом соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок лучших условий исполнения контракта (по сравнению с другими участниками закупок) на основе критериев, указанных в документации о закупке, при одновременном достижении запланированных целей осуществления закупок;

результативность расходов на закупки - степень достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и целей осуществления закупок.

иные термины, используемые в Стандарте, употребляются в значении, принятом в Федеральном законе № 44-ФЗ.

 

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия.

2.2. Цель аудита в сфере закупок - анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона № 44-ФЗ.

2.3. Задачи аудита в сфере закупок:

- проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки);

- выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

2.4. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств бюджета Советского района, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.5. Объектами аудита в сфере закупок являются:

- органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени города Нижневартовска и осуществляющие закупки;

- бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджета Советского района и иных средств (с учетом особенностей статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ);

- автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных средств в объекты муниципальной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок);

- юридические лица, не являющиеся муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Советского района в собственности субъекта инвестиций);

- бюджетные учреждения, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством органы местного самоуправления, являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок;

- органы местного самоуправления, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения – в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

 

3. Особенности организации аудита в сфере закупок

3.1. Аудит в сфере закупок проводится в соответствии с утвержденным годовым планом деятельности КСК на основании поручения Председателя КСК о проведении экспертно-аналитического либо контрольного мероприятия.

3.2. Общий порядок действий при организации и проведении аудита в сфере закупок установлен стандартами:

- «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий»;

- «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

3.3. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий КСК проверяются, анализируются и оцениваются:

- организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок;

- законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

- эффективность и результаты использования бюджетных средств;

- система ведомственного контроля в сфере закупок;

- система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

3.4. В соответствии со статьей 98 Федерального закона № 44-ФЗ КСК обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

3.5. Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок (далее – обобщенная информация) ежегодно формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru).

 

4. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок

 

4.1. При проведении аудита в сфере закупок используются следующие источники информации:

4.1.1. законодательство о контрактной системе, включая Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок, в частности, принятые в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Правительством Российской Федерации;

4.1.2. внутренние документы заказчика:

- документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;

- документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

- документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

- утвержденные план и план-график закупок;

- документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

- иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

4.1.3. единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru), а именно:

- планы закупок;

- планы-графики закупок;

- информация о реализации планов и планов-графиков закупок;

- информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

- реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

- реестр банковских гарантий;

- каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения и муниципальных нужд;

- реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

- правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций органов местного самоуправления;

- отчеты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ;

- извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;

- информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;

- результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

- иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

При этом необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ в части введения в действие единой информационной системы в сфере закупок (часть 3 статьи 114);

4.1.4. электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

4.1.5. официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;

4.1.6. печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;

4.1.7. данные федерального статистического наблюдения (квартальная форма федерального статистического наблюдения № 1-контракт «Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), утвержденная приказом Росстата от 18 сентября 2013 г. № 374 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – форма федерального статистического наблюдения № 1-контракт);

4.1.8. документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе:

- отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре,

- выполненной работе или об оказанной услуге,

- заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом,

- акты приемки,

- платежные документы,

- документы о постановке имущества на баланс,

- разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию

- и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка, документы бухгалтерского учета;

4.1.9. результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых КСК;

4.1.10. информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;

4.1.11. электронные базы данных федеральных органов;

4.1.12. интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;

4.1.13. иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения муниципальных нужд.

4.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля).

 

5. Этапы проведения аудита в сфере закупок

 

5.1. Аудит в сфере закупок включает в себя три этапа: подготовительный этап; основной этап; заключительный этап.

5.2. На подготовительном этапе аудита в сфере закупок осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок.

5.3. Сбор данных и информации на подготовительном этапе рекомендуется осуществлять путем анализа и оценки информации о закупках объектов аудита (контроля) в открытых информационных системах, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету аудита в сфере закупок, из других открытых источников (в том числе единая информационная система в сфере закупок, официальный сайт zakupki.gov.ru, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты объектов аудита (контроля), данные государственной статистики).

5.4. На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы аудита в сфере закупок, в том числе непосредственно на объектах аудита (контроля), в ходе которых осуществляются сбор и анализ материалов, документов, информации, фактических данных и иных сведений, необходимых для подготовки заключения по проведенному аудиту в сфере закупок. В ходе проведения данного этапа формируется рабочая документация фиксирующая результаты экспертно-аналитического мероприятия, которая служит основой для подготовки заключения по проведенному аудиту, выводов и рекомендаций.

5.5. На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается заключение по проведенному аудиту, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

5.6. В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок, которые включаются в заключение по результатам аудита в сфере закупок, а также направляются в виде представления, предписания объекту аудита (контроля). 


Возврат к списку