СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»
Утвержден
Распоряжением председателя
Контрольно-счетной комиссии
Советского района
Кировской области
от 15.10.2013 №3
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение предварительного контроля в процессе исполнения местного бюджета» (далее – Стандарт) предназначен для регламентации деятельности контрольно-счетных органов (далее – КСО) по осуществлению предварительного контроля за исполнением решений о бюджете на текущий финансовый год (далее – предварительный контроль) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о контрольно-счетном органе.
Предварительный контроль осуществляется в соответствии с требованиями статьи 6 Положения о КСО.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К(854).
1.3. Стандарт разработан на основе Стандарта внешнего муниципального финансового контроля (типовой) «Проведение оперативного (текущего) контроля за исполнением местного бюджета», утвержденного решением Президиума Союза МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 19.05.2013 № 2 (33).
1.4. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур организации предварительного контроля, осуществляемого контрольно-счетными органами.
1.5. Задачами Стандарта являются:
- определение основных этапов проведения предварительного контроля;
- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного контроля;
- определение структуры, содержания и основных требований при подготовке и оформлении результатов предварительного контроля.
1.6. При организации и проведении предварительного контроля должностные лица КСО руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о контрольно-счетном органе, бюджетным законодательством, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, иными нормативными документами и настоящим Стандартом.
2. Содержание предварительного контроля
2.1. Предварительный контроль – это система мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, позволяющая осуществлять оценку исполнения Решений о бюджете на текущий финансовый год.
2.2. Задачами предварительного контроля являются:
- определение полноты и своевременности налоговых поступлений денежных средств и их расходования в ходе исполнения бюджета;
- определение объема и структуры муниципального долга, размера дефицита (профицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- определение полноты поступления неналоговых доходов бюджета от приватизации, распоряжения и использования муниципальной собственности;
- проведение анализа фактических показателей в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на очередной финансовый год. При необходимости сравнение фактических показателей с показателями сводной бюджетной росписи расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, а также с показателями кассового плана исполнения бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;
- выявление нарушений в ходе исполнения бюджета, внесение предложений по их устранению.
2.3. В процессе проведения предварительного контроля осуществляется анализ:
– основных показателей социально – экономического развития муниципального образования;
– рисков невыполнения бюджета по доходам и по расходам в текущем периоде вследствие изменения социально-экономической ситуации, бюджетного, налогового законодательства Российской Федерации;
– хода исполнения бюджета по доходам, по расходам, по источникам финансирования дефицита, объемов резервного фонда, муниципального долга в течение года, подготовка предложений по корректировке и исполнению в полном объеме показателей бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита;
– формирования резервного фонда, использования и управления средствами фонда;
– формирования и использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
– нормативно-правовой базы по вопросам управления, использования и распоряжения муниципальной собственностью с целью определения эффективности и целесообразности принимаемых в этом отношении вопросов;
при необходимости:
– качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета;
– составления и ведения сводной бюджетной росписи;
– составления и ведения кассового плана;
– обоснованности изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись.
2.4. Предметом предварительного контроля, осуществляемого КСО, являются:
– показатели исполнения доходных и расходных статей бюджета;
– показатели источников финансирования дефицита бюджета;
– муниципальные (нормативные) правовые акты по реализации Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также по вопросам управления, распоряжения и использования муниципального имущества;
– основные показатели социально – экономического развития;
– размер и структура муниципального долга;
- объем расходов на погашение и обслуживание муниципального долга;
– программы внутренних заимствований по привлечению, погашению и использованию кредитов;
– программы муниципальных гарантий;
при необходимости:
– показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, документы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, изменения, внесенные в сводную бюджетную роспись;
– показатели кассового плана;
– показатели бюджетной отчетности участников бюджетного процесса.
2.5. Объектами предварительного контроля являются:
– финансовый орган муниципального образования;
– орган уполномоченный осуществлять полномочия в сфере имущественных и земельных отношений;
– главные администраторы доходов бюджета, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также за сокращением задолженности по их уплате;
– главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами бюджета;
– главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
– иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства бюджета, или использующие муниципальную собственность, а также имеющие предоставленные законодательством льготы и преимущества.
3. Нормативная правовая и информационная основы
предварительного контроля
3.1. Нормативной правовой и информационной основой предварительного контроля являются:
– Бюджетный кодекс Российской Федерации;
– Налоговый кодекс Российской Федерации;
– Федеральный закон от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»;
– Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
– муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
– Положение о КСО и план работы;
– утвержденная сводная бюджетная роспись и изменения, вносимые в нее;
– утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
– кассовый план;
– бюджетная и статистическая отчетность;
– данные, получаемые по запросам Контрольно-счетного органа;
– результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
осуществляемых КСО.
4. Основные этапы предварительного контроля
Предварительный контроль осуществляется в соответствии с Положение КСО.
Предварительный контроль за ходом исполнения бюджета проводится в три этапа:
а) первый этап – подготовительный, включающий подготовку необходимых форм и документов;
б) второй этап – непосредственное проведение предварительного контроля;
в) третий этап – завершающий, включающий подготовку и оформление результатов предварительного контроля.
5. Подготовка к проведению предварительного контроля
5.1. Должностное лицо КСО, после принятия Решения о бюджете на текущий финансовый год и плановый период:
а) разрабатывает проекты форм предварительного контроля:
– оперативного анализа об исполнении бюджета,
– сведений о результатах проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования.
(Формы и сроки разрабатываются и устанавливаются КСО)
6. Непосредственное проведение предварительного контроля
6.1. В соответствии с планом работы КСО:
6.1.1. Проводится проверка и анализ хода исполнения бюджета, состояния муниципального долга и использования кредитных ресурсов, использования и распоряжения муниципальной собственности, формирования, использования и управления средствами резервного фонда в текущем финансовом году.
6.1.2. Проводится мониторинг социально-экономической ситуации.
7. Подготовка и оформление результатов предварительного контроля
7.1. По результатам предварительного контроля подготавливаются следующие документы:
а) оперативные данные о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, при необходимости в сравнении со сводной бюджетной росписью, а также с кассовым планом;
б) сведения о результатах мониторинга социально-экономической ситуации.
7.2. Должностные лица КСО в процессе исполнения бюджета подготавливают отчет (заключение) о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на текущий финансовый год, при необходимости в сравнении со сводной бюджетной росписью, а также с кассовым планом.
При подготовке отчета (заключения) о ходе исполнения бюджета используются результаты мероприятий внешнего муниципального финансового контроля.
В отчете (заключении) о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года отражаются:
– особенности исполнения Решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
– результаты анализа исполнения доходов бюджета по объемам и структуре,
- исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, включая результаты анализа по подразделам наиболее значительных отклонений кассовых расходов от бюджетных назначений, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, и результаты анализа исполнения указанных подразделов главными распорядителями бюджетных средств, имеющих в них наибольший удельный вес,
– результаты анализа объема и структуры муниципального долга, размеров дефицита (профицита) бюджета, поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и погашения источников финансирования дефицита бюджета в сравнении с показателями, утвержденными Решением о бюджете на очередной финансовый год,
– анализ отклонений показателей исполнения бюджета от показателей, утвержденных Решением о бюджете на очередной финансовый год.
– результаты анализа реализации муниципальных целевых программ,
– результаты анализа формирования и использования резервного фонда;
– выводы и предложения (при необходимости).
7.3. Одновременно с отчетом (заключением) о ходе исполнения бюджета за соответствующий период текущего финансового года подготавливаются информационные письма в органы местного самоуправления.