Информация для населения

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Общие правила проведения и оформления Результатов финансового аудита РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА

04.09.2015

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Общие правила проведения и оформления Результатов финансового аудита РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА









СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден

Распоряжением председателя

Контрольно-счетной комиссии

Советского района

Кировской области

                                                                                                                               от 15.10.2013 №3

 

  

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита» (далее - Стандарт) подготовлен в целях реализации ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).

1.3. Стандарт разработан на основе СФК (типовой)  «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита», утвержденного решением Президиума Союза МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 25.09.2012 г. № 4 (30), п. 6.2.

1.4. Стандарт предназначен для применения сотрудниками контрольно-счетной комиссии Советского района, привлеченными специалистами и независимыми экспертами (далее – проверяющие), участвующими при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий) и муниципальной собственности.

1.5. Целью Стандарта является определение содержания, единых требований к организации и проведению финансового аудита.

1.6. Задачей Стандарта является установление общих правил и процедур подготовки, проведения и оформления результатов финансового аудита.

1.7. Основные термины и понятия:

финансовый аудит – финансовый контроль законности использования средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий), а также муниципальной собственности;

муниципальные средства – совокупность средств бюджета(-ов) муниципального(-ых) образования(-ий) и муниципальной собственности;

объекты контроля – органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального(-ых) образования(-ий), иные организации, на которые распространяются полномочия контрольно-счетной палаты муниципального образования;

уровень существенности - предельное значение ошибок, отклонений в отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской и бюджетной отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности не может использовать показатели бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности при оценке использования муниципальных средств объектом контроля и перестанет быть в состоянии делать на их основе правильные выводы (принимать решения);

ошибка - искажение в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской и бюджетной отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации;

учетная политика объекта контроля – принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).

 

2. Содержание финансового аудита

2.1. Сущность финансового аудита заключается в проведении проверок операций с муниципальными средствами, совершенных объектом контроля, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления достоверности отчетных данных, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам.

2.2. К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью проведения которых является определение:

правильности ведения и полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете использования муниципальных средств объектом контроля;

достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании муниципальных средств;

соответствия использования муниципальных средств объектом контроля, а также его хозяйственной деятельности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам;

2.3. При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность объектов контроля, а также их финансовая и иная отчетность, отражающая использование муниципальных средств.

 

3. Подготовка финансового аудита

3.1. Подготовка финансового аудита проводится в соответствии с правилами, определенными стандартом «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия», и осуществляется посредством предварительного изучения темы и объектов финансового аудита.

3.2. В ходе подготовки к проведению финансового аудита проверяющие должны изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.3. Для выбора целей финансового аудита и вопросов проверки проверяющие должны:

получить необходимую информацию о деятельности внутреннего контроля объектов контроля (по возможности);

выявить области, наиболее значимые для проверки;

определить уровень существенности;

оценить риски.

3.4. Определение состояния внутреннего контроля объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объемов и проведении контрольных процедур на данном объекте.

3.5. Выявление вопросов, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.

3.6. Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контроля способны оказать существенное влияние на достоверность его финансовой отчетности, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.

3.7. Оценка рисков заключается в том, чтобы определить существуют ли какие-либо факторы (действия, события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование муниципальных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования муниципальных средств и имущества.

3.8. По результатам указанной работы в соответствии с выбранными целями и вопросами проверки определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляются программа контрольного мероприятия и рабочий план проведения проверки.

3.9. На этом же этапе необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.

 

 

4. Проведение проверки объекта контроля

4.1. Процесс проведения финансового аудита объекта контроля в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверки: учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

 В ходе указанных проверок может проводиться оценка системы внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений, которые могут встретиться в финансовой отчетности и финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

4.2. Проверка учетной политики

4.2.1. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

4.2.2. В ходе проверки проверяющие должны установить:

наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;

соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;

полноту и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;

утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации;

утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;

обоснованность внесения изменений в учетную политику.

4.2.3. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);

выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;

фактически применяемых методов учета и внутреннего контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике.

При проведении проверок особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете объектов контроля операций, связанных с муниципальными средствами.

4.2.4. При выявлении изменений в учетной политике проверяющие должны установить их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя объекта контроля с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;

разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

существенного изменения условий деятельности объекта контроля (реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.).

4.2.5. Проверяющим следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности объекта контроля, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

4.3. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

4.3.1. В ходе проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета проверяющие прежде всего должны установить:

правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;

правильность отражения их в отчетности в соответствующих суммах;

отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место;

соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.

4.3.2. Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то проверяющим следует убедиться в том, что:

используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;

данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения.

4.4. Проверка достоверности финансовой отчетности

4.4.1. Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех проведенных финансово-хозяйственных операциях, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации. Также достоверной признается отчетность, величина ошибок, нарушений и искажений в которой не превышает установленный в ходе финансового аудита уровень существенности.

4.4.2. Проверку финансовой отчетности проверяющие должны проводить с позиции профессионального скептицизма, считая, что могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом проверяющие должны учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;

наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.4.3. При проверке достоверности финансовой отчетности проверяющим следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

 целостность - включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;

 последовательность - содержание и формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;

 сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года - предыдущий и отчетный.

4.4.4. Для подтверждения достоверности отчетности проверяющие должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

4.4.5. В ходе аудита проверяющие должны получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства объекта контроля.

4.4.6. При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности.

4.4.7. Проверяющим следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, объект контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности.

4.5. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов

4.5.1. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальных средств, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

При этом необходимо исходить из того, что несоблюдение положений законов и других нормативных правовых актов может оказать существенное влияние на результаты использования объектом контроля муниципальных средств, его финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в финансовой отчетности.

4.5.2. При проведении оценки вероятности несоблюдения объектом контроля нормативных правовых актов еще на стадии подготовки к проведению финансового аудита следует определить наличие и влияние таких факторов, как сложность или противоречивость существующих правовых норм, принятие новых законов, частое внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности объекта контроля.

Необходимо также установить, имеет ли объект систему внутреннего контроля, способную предотвратить или выявить имеющиеся нарушения нормативных правовых актов. Наличие такого контроля и его действенность должны учитываться при определении объема процедур по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе финансового аудита.

4.5.3. В зависимости от целей и вопросов программы финансового аудита в ходе его проведения проверяется соблюдение объектом контроля норм налогового и бюджетного законодательства, установленного порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, а также положений нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальной собственности.

4.5.4. В ходе проведения финансового аудита проверяющий должен определить, нарушает ли какое-либо действие или бездействие руководства или сотрудников объекта контроля положения нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что отдельные факты их несоблюдения могут быть связаны с ошибками, допущенными в финансовой отчетности, то есть, являются результатом непреднамеренных погрешностей. В то время как другие факты могут содержать признаки злоупотреблений и иных противоправных действий.

4.6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита

4.6.1. В период проведения финансового аудита объекта контроля проверяющие могут оценить состояние системы внутреннего контроля, которая должна формироваться объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях определения эффективности и степени надежности ее функционирования.

4.6.2. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования муниципальных средств и прозрачности экономической информации.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля, проверяющие могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей финансового аудита.

4.7. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности

4.7.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов проверяющие должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

4.7.2. Примерами ошибок являются:

 ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая отчетность;

 неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

 ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

4.7.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления финансовой отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов.

Проверяющие должны учитывать, что в процессе составления финансовой отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой отчетности считаются:

фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая отчетность;

неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

нарушения в применении принципов бухгалтерского учета.

Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными средствами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

4.7.4. При проведении финансового аудита проверяющим необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства:

попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;

задержки в предоставлении запрошенной информации;

необычные финансовые и хозяйственные операции;

наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;

хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;

отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.

Поэтому проверяющие, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

4.7.5. Если в ходе финансового аудита проверяющие обнаружили искажение и выявили признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.

При этом проверяющие должны исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

 

5. Оформление результатов финансового аудита

5.1. Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится в соответствии с общим порядком подготовки и оформления результатов контрольного мероприятия, установленным соответствующим стандартом финансового контроля «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».

Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в акте проверки.

5.2. В акте по итогам финансового аудита наряду с определенными соответствующим стандартом положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки и дается оценка применяемых объектом контроля принципов бухгалтерского учета.

5.3. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.

5.4. По результатам проверки проверяющие фиксируют в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, а также в какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение.

5.5. Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля.

5.6. В отчете по итогам финансового аудита содержатся выводы, в том числе:

об учетной политике;

о ведении бухгалтерского (бюджетного) учета;

о достоверности финансовой отчетности и правильности отражения в ней финансового положения объекта контроля;

о системе внутреннего контроля и аудита.


Возврат к списку