Стандарт внешнего муниципального Финансового контроля Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ
Стандарт внешнего муниципального Финансового контроля Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Стандарт внешнего муниципального
Финансового контроля
Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ
Утвержден
Распоряжением председателя
Контрольно-счетной комиссии
Советского района
Кировской области
от 15.10.2013 №3
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
Стандарт разработан на основании СВМФК (типовой) «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ», утвержденного решением Президиума Союза МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 19.05.2013 № 2 (33).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения контрольно-счетной комиссии (далее – КСК) финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ в пределах полномочий КСК.
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСК и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
1.5. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) проектов муниципальных программ осуществляется КСК на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.6. Экспертизы проектов муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
1.7. Экспертиза проекта муниципальной программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции КСК вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
1.8. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования в соответствующей сфере.
1.9. Заключение КСК по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
1.11. Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
- соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
- корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
- обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.12. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ.
1.13. Положительным заключением в целях настоящей статьи считается заключение, в котором по итогам финансово-экономической экспертизы замечания и предложения отсутствуют.
1.14. Основные термины и понятия:
финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.
2. Требования к проведению экспертизы проекта муниципальной программы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСК, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При необходимости должностным лицом КСК при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание.
2.3. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования.
2.4. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- соответствие целей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
- соответствие целей, задач программы Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
- наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
- взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
- соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
- наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
- обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
- обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;
- обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;
- четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
- наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
- наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
- механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения экспертизы составляется заключение КСК по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение).
3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, сведения о привлеченных экспертах, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется муниципальная программа, в том числе общий объем финансирования с оценкой его обоснованности, проверяются соответствие объемов финансирования паспорту программы, делаются выводы и даются рекомендации.
В содержательной части заключения, как правило, отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих элементов и принципиальных решений проекта муниципальной программы:
- анализа предметной сферы жизнедеятельности муниципального образования;
- определения целей, выбора ожидаемых результатов;
- постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности муниципального образования);
- определение целевых, индикативных показателей (индикаторов);
- распределения задач и мероприятий между соисполнителями муниципальной программы;
- формирования программных мероприятий, в том числе определения параметров сводных муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- установления финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе с учетом выпадающих доходов бюджета муниципального образования при возникновении таковых в связи с принятием программы.
Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы.
3.5. При обнаружении в ходе проведения экспертизы коррупциогенных факторов в заключении КСК по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
3.6. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.
3.7. В заключении КСК по итогам финансово-экономической экспертизы не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.8. Заключение КСК по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы подписывается Председателем КСК или лицом, его замещающим, а также другими участниками экспертизы в порядке, установленном в КСК. Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения финансово-экономической экспертизы.
3.9. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено главе муниципального образования, главе администрации муниципального образования.