Информация для населения

Заключение на проект решения Советской районной Думы Кировской области «О бюджете муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

23.11.2023

Заключение на проект решения Советской районной Думы Кировской области «О бюджете муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Советской районной Думы Кировской области «О бюджете муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на 2024  год и плановый период 2025 и 2026 годов

 

г.Советск                                                                                        22.11.2023

 

1.Общее положение 

Заключение Контрольно-счетной комиссии Советского района на проект решения Советской районной Думы Кировской области «О бюджете муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на 2024  год и плановый период 2025- 2026 годов»  подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Положениями о бюджетном процессе в муниципальном образовании Советский муниципальный район Кировской области и о Контрольно-счетной комиссии Советского района и иными нормативными правовыми актами Кировской области.

В рамках подготовки заключения проведен анализ  соблюдения нормативных правовых актов, методических материалов, и иных документов, составляющих основу формирования бюджета муниципального района.

Формирование основных параметров бюджета муниципального образования Советский  муниципальный район Кировской области (далее по тексту Советский район) на планируемый период осуществлялось в соответствии с действующими и планируемыми к принятию нормативно правовыми актами,  основными направлениями налоговой и бюджетной политики Советского района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, муниципальными программами Советского района,  национальными проектами, а также с учетом приоритетов, обозначенных а послании Губернатора Кировской области о социально-экономическом положении Кировской области, и на основе принципов и подходов по формированию бюджета муниципального района, заложенных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Кировской Советского района на трехлетний период 2024-2026 годов. 

2.Основные параметры прогноза исходных макроэкономических
показателей для составления проекта районного бюджета
 

Параметры прогноза социально-экономического развития Советского района Кировской области на 2024-2026 годы разработаны на основе анализа социально-экономической ситуации за предшествующий период ,тенденции развития района и с учетом Методических  рекомендациями Министерства экономического развития Кировской области, предложений предприятий, учреждений , организации расположенных на территории муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области.

Прогноз социально-экономического развития сформирован по двум  вариантам –консервативному(1варианту), базовому(2варианту), в соответствии со сценарными условиями, разработанными Министерством экономического развития  Российской Федерации.

Базовый вариант принят за основу для разработки прогноза социально-  экономического развития, Советского района.

В качестве исходных  макроэкономических  показателей при формировании проекта районного бюджета на 2024-2026 годы приняты следующие показатели:

- промышленное производство, объем отгруженных товаров собственного производства , выполненных работ и услуг собственными силами  по полному кругу организаций спрогнозирован на  2024 год в размере 6311261,6 тыс. рублей,  с ростом к   ожидаемой оценки  2023 года на  4,5%.  На 2025 год с ростом  к прогнозу 2024 на 4,8%, на 2026 год с ростом к предыдущему году на 5,0 %;

- выручка от реализации  продукции сельского хозяйства спрогнозирована на 2024 год в размере  3406487,0тыс. рублей,  с ростом к  ожидаемой оценке 2023 года на 6,8%.  На 2025 год с ростом к прогнозу 2024 на 7,7%, на 2026 год с ростом к предыдущему году на 8,5%;

- обороты  субъектов  малого предпринимательства  спрогнозирован на 2024 год 2685589,92 тыс.рублей, с ростом   к ожидаемой   оценки 2023 года на 5,5%.  На 2025 год с ростом к прогнозу 2024 на 5,4%, на 2026 год с ростом к предыдущему году на 5,1%;

- оборота розничной торговли спрогнозирован на 2024 год в размере 4484595,32тыс. рублей, с ростом к  ожидаемой оценке  2023 года на 8,5%.  На 2025 год с ростом к прогнозу 2024 на 7,7%, на 2026 год с ростом к предыдущему году на 7,8%;

-  прибыль прибыльных организаций прогнозируется на 2024 год  в размере 619517,0 тыс. рублей с ростом  к ожидаемой оценке 2023 года на 2,0 % , на 2025 год с ростом к прогнозу 2024 на 2,6 %, на 2026 год с ростом к предыдущему году на 2,7%;

- ежегодный рост фонд заработной платы: на 7,8 %  в 2024 году, на 6,6 %  в 2025году ,на 6,3% в 2026 году;

Проведенный анализ показал, что большинство показателей прогноза  социально-экономического развития Советского района на 2024 год и на плановый период 2024-2026 годов сохраняют тенденцию роста развития экономики.

3.Основные параметры районного бюджета на 2023-2026 годы

 

Наименование

показателей

2023 год

(оценка)

2024 год

(прогноз)

2025 год

(прогноз)

2026 год

(прогноз)

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Доходы

677745,1

756372,6

637358,8

695834,4

в том числе налоговые и неналоговые

167232,2

187 526,9

197997,1

206767,1

Безвозмездные поступления

510511,2

568845,7

439361,7

489067,3

Расходы

698899,6

756372,6

640940,8

707466,2

Дефицит

21154,5

0,0

3582,0

11631,8

 

Бюджет муниципального района на 2024 год  сформирован без дифицита а на  плановый период 2025 и 2026 годов  с дифицитом в размере  ниже 10% от сумм собственных доходов, что не противоречит  п.3.ст.92.1.Бюджетного кодекса РФ.

Прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2024 год предусматривается в размере 756372,6тыс. рублей, что на 78627,5 тыс. рублей или 11,6% выше  ожидаемого исполнения 2023 года, в том числе по собственным доходам   в сумме 187526,9 тыс. рублей, что  выше на 20294,7 тыс. рублей или  на 12,1 %,  по безвозмездным поступлениям  выше на 11,4 %.

                                                                                                      (тыс.рублей)

 

Показатели

2023 (оценка)

2024 (прогноз)

2025 (прогноз)

2026 (прогноз)

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Налоговые  доходы

139706,2

20,6

164740,4

21,8

174282,1

27,4

181954,4

26,2

Неналоговые доходы

27526,0

4,1

22786,5

3,0

23715,0

3,7

24812,7

3,5

Собственные доходы

167232,2

24,7

187526,9

24,8

197997,1

31,1

206767,1

29,7

Безвозмездные поступления

510512,9

75,3

568845,7

75,2

439361,7

68,9

489067,3

70,3

Всего доходов

677745,1

100

756372,6

100

637358,8

100

695834,4

100

 

В 2024 году по сравнению с оценкой 2023 года прогнозируется  увеличение   доли  собственных  доходов  районного бюджета  на 0,1 % и  уменьшение доли  безвозмездных поступлении на 0,1 % , и  в 2025-202 годах прогнозируется увеличение доли собственных доходов районного бюджета по отношению прогноза 2024 года  соответственно на 6,3% и 4,9%, при одновременном снижении доли безвозмездных поступлений.

Расходы в бюджете муниципального района на 2024 год предусмотрены в объеме 756372,6 тыс. рублей, что на 57473,0 тыс. рублей (или 9,2%) выше  по сравнению с ожидаемым исполнением 2023 года ; расходы на 2025 год прогнозируются в сумме 640940,8 тыс. рублей , что  на 15,3% ниже плана 2024 года, на  2026 год в сумме 707466,2 тыс. рублей или с увеличением к прогнозу  2025 года на 10,4%.

Перечень документов, предоставленных одновременно с законопроектом, соответствует требованиям бюджетного законодательства.

 В соответствии с бюджетным кодексом РФ  и Положением  «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Советский муниципальный район Кировской области» одновременно с законопроектом(помимо прочих) представлены:

основные направления налоговой и бюджетной политики Советского района на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов;

прогноз социально-экономического развития Советского района Кировской области на 2024 год и на период  до 2026 года;

проекты паспортов муниципальных программ Советского района.

По итогам экспертизы отмечается, что в представленном законопроекте учтены Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2024-2026 годы, которые  обеспечивают финансовую устойчивость и сбалансированность бюджетной системы района, наращивание доходной базы, достижение национальных целей развития, направленных на повышение уровня жизни граждан.

В среднесрочном периоде  сохранится  преемственность приоритетов бюджетной политики предыдущего бюджетного цикла и нацеленность на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Советского райцона с учетом национальных целей развития.

При формировании доходов муниципального бюджета на 2024 год  и плановый период 2025 и 2026 годов учтены  положения принятых и планируемых к принятию федеральных и областных законов, регулирующих налоговые и бюджетные правоотношения.

Формирование  расходной части бюджета проведено в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, проектом закона об областном  бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, Указом Президента Российской Федерации о национальных целях, а также в соответствии с  Методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района с учетом  следующих основных подходов:

Расходы на заработную плату с начислениями  работников учреждений бюджетной сферы и органов местного самоуправления  предусмотрены  с учетом решений, принятых в 2023 году по повышению заработной платы.

Сохранены все меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан района, в том числе  участников специальной военной операции и членов их  семей.

Обеспечение в полном объеме софинансирования к средствам федерального и областного бюджетов в соответствии с условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Расходы на, оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений  предусмотрены с учетом роста тарифов на планируемый период по данным региональной службы по тарифам Кировской области.

Расходы на уплату налогов и взносов на капитальный ремонт определены  исходя из потребности учреждений.

В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в составе бюджета района сформирован дорожный фонд за  счет поступлений от акцизов на нефтепродукты и субсидии на осуществление дорожной деятельности.

На 2024 год спрогнозирован объем средств, формирующий  дорожный фонд  в объеме 87007,2 тыс. рублей.

Все остальные расходы, связанные в том числе с материальными затратами, предусмотрены на уровне  плановых назначений текущего года.

Планирование бюджетных ассигнований по отдельным направлениям расходовна 2024 год без индексации может привести к недостаточному объму финансирования и необходимости увеличения ассигнований  в течении 2024 года, в том числе в условиях ожидаемого роста потребительских цен (уровня инфляции) по итогам 2023 года на 6,5%, и в 2024 году на 7,2%.

В соответствии с проектом решения в составе расходов предусмотрены средства резервного фонда администрации  на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на территории района. Объем средств  резервного фонда на 2024 год составляет 1000 тыс. рублей.

Верхний предел муниципального долга  Советского района в 2024-2025 годах планируется с ежегодным увеличением с 26000,0 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2025 до  41213,8 тыс. рублей на 01.01.2027года.

Расходы муниципального бюджета на обслуживание муниципального долга Советского района на 2024 год запланированы в сумме 2260,0 тыс. рублей; на 2025 год- 2300,0 тыс. рублей; на 2026год-2300,0 тыс. рублей. По сравнению с уточненным планом на 2023 год объем расходов на обслуживание муниципального долга Советского района на 2024 год предусмотрен с  увеличением на 1500,0 тыс. рублей или на 197,4 %.

4.Результаты проверки и анализа прогноза доходов муниципального бюджета на 2023-2026 годы.

Структура доходной части районного бюджета Советского района на 2023-2026 годы характеризуется следующими данными:                                    

                                                                                                       (тыс.рублей)

Наименование показателей

2023год (уточненный план)

2024год (прогноз)

2025год (прогноз)

2026год (прогноз)

сумма

уд. вес %

сумма

уд. вес %

сумма

уд. вес %

сумма

уд. вес %

Налоговые и неналоговые доходы

167232,2

24,7

187526,9

24,8

197997,1

31,1

206767,1

29,7

Безвозмездные поступления

510512,9

75,3

568845,7

75,2

439361,7

68,9

489067,3

70,3

Итого

677745,1

100

756372,6

100

637358,8

100

695834,4

100

 

В прогнозируемом периоде  предусматривается увеличение  доли  «налоговых и неналоговых» доходов муниципального бюджета с 24,7% по оценке 2023 года до 29,7% в 2026 году при одновременном  снижении доли  безвозмездных поступлений с 75,3% до 70,3 % к 2026 году.

4.1  Налоговые доходы в 2022-2025годах

Структура налоговых доходов районного бюджета в 2023-2026 годах

 (тыс. рублей)

 

2023 оценка

2024 (прогноз)

2025 (прогноз)

2026 (прогноз)

Показатели

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Всего

139706,2

100,0

164740,4

100

174282,1

100

181954,4

100

Ндфл

67800,8

48,5

80693,0

49,0

85920,1

49,3

91199,5

50,1

Акцизы

8696,5

6,2

8681,4

5,2

8941,0

5,0

9006,9

4,9

Налог  взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

55692,8

39,9

60068,0

36,5

63881,0

36,7

65994,0

36,3

Единый сельхозналог

98,0

0,1

99,0

0,1

100,0

0,1

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

6854,0

4,1

6854

3,9

6854,0

3,8

Налог на имущество

4869,1

3,5

5566,0

3,4

5667,0

3,3

5740,0

3,1

Гспошлина

2647,0

1,9

2780,0

1,7

2920,0

1,7

3060,0

1,7

 

В целом объем налоговых доходов на 2024 год, спрогнозирован в сумме 164740,4 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки поступлений текущего года на 25034,2 тыс. рублей (на 17,9%).

В 2025 году налоговые доходы прогнозируются с ростом к прогнозу 2024 года на 5,8%, в 2026 году по отношению к прогнозу 2025 года с ростом на 4,4%.

Увеличение   налоговых доходов 2024 года планируется за счет  увеличения,  НДФЛ на 19,0 %; УСН на 7,8 % ; налога от патента на 100 %;  налога на имущество на 14,3 % по госпошлине  на 5,0 %. Снижение налоговых доходов 2024 года планируется по   Акцизам на 0,2 % В анализируемом периоде структура налоговых доходов не претерпит существенных изменений, основную долю (более 85,0%) составят налог на доходы физических лиц, налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы.

В структуре налоговых доходов основным доходным источником районного бюджета, в 2024 году остается налог на доходы физических лиц, доля поступлений платежей по налогу на доходы физических лиц в общем объеме налоговых платежей в планируемом  периоде увеличится, к  ожидаемому поступлению в 2022 году на 0,5% будет составлять 49,0% от общей суммы налоговых доходов.

Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет района на 2024 год составляет 80693,0 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки поступления текущего года на 12892,2 тыс. рублей.

Прогноз поступления налога на доходы физических лиц спрогнозирован  исходя из показателей социально-экономического развития Советского района и фонда оплаты труда Советского района в объеме 3 088 723,0 тыс. рублей с динамикой роста к оценке 2023 года на 107,8 %, представленных министерством экономического развития Кировской области.

На 2025 год общий объем НДФЛ спрогнозирован в сумме 85920,1 тыс. рубей (с темпом роста 102,8% к уровню 2024года), в 2026 году в объеме 91199,5 тыс. рублей с темпом роста  106,1 % к уровню 2025 года, что соответствует прогнозируемому темпу роста фонда оплаты труда.

Поступление доходов по акцизам на 2024 год прогнозируются со  сниженим к ожидаемой оценке 2023 года в  на 15,1  тыс. рублей(0,2  %) и составит 8681,4 тыс. рублей. В 2024 году прогнозируется  с темпом  роста  в  103,0% к предыдущему году , в 2026-100.7%.

Второй по значимости доходный источник, это налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы. Прогноз поступления  по  которому составляет в 2024 году – 60068,0 тыс. рублей, что на 7,9 % (на 4375,2 тыс. рублей) выше оценки 2023 года.

При этом темп роста показателей «Оборот малых предприятий»  составляет 5,5 %  к оценке 2023 года, а   по «Прибыли прибыльных предприятий» предусмотрен рост  на  2,0 % к оценке 2023 года.

В 2025 году налог прогнозируется в объеме 63881,0тыс. рублей ( на 2813,0 тыс.рублей или 4,7 % больше предыдущего года),  в 2026 году в объеме 65994,0 тыс. рублей (выше уровня 2024 года на 9,8 %,или на 5926,0 тыс. рублей)

Расчет прогноза по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, рассчитан исходя из данных главного администратора доходов бюджета (налогового органа). В расчете учтено увеличение количественного  состава  налогоплательщиков, прогнозируемый рост прибыли прибыльных организаций, результаты декларирования  за отчетный год.

Прогноз поступления доходов  по единому сельскохозяйственному налогу на 2024 год составил 98,0 тыс. рублей с увеличением к ожидаемой оценке 2023 года на 100%.

В 2025 году доходы  прогнозируются  в объеме 99,0 тыс. рублей с ростом в 1%,  в 2026 году в объеме  100,0 тыс. рублей (выше уровня 2025 года на 1,0%).

В прогнозе доходов  по единому сельскохозяйственному налогу  спрогнозирован по данным  главного администратора дохода бюджета (налогового органа) с использованием показателей социально-экономического развития Кировской области, динамики налоговой базы (отчет 5-ЕСХН ) и фактических поступлений (отчет 1-НМ)

Прогноз  поступления дохода от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в сумме 6854,0 тыс. рублей рассчитан с ростом к прогнозу  2023 года на 100 %. Прогнозная сумма рассчитана по данным главного администратора доходов бюджета (налогового органа)в соответствии с прогнозными значениями показателей и уровнем ставок.

В 2025 и 2026  годах доходы  спрогнозированы   без изменении  к предыдущему году.

Прогноз поступления налога на имущество организаций на 2024 год  составит 5566,0 тыс. рублей , что на  696,9 тыс. рублей, или  на 14,3 % выше ожидаемой оценки 2023 года.  В прогнозе доходов  по  налогу  на имущество   рассчитан по данным главного администратора доходов бюджета(налогового органа),в соответствии с показателями налоговой базы и прогнозируемых темпах роста остаточной  балансовой стоимости основных средств .

В 2025 году налог прогнозируется в объеме 5667,0 тыс. рублей с ростам  на 1,8% к предыдущему году,  в 2026 году в объеме 5740,0 тыс. рублей с ростам  на 1,3% к 2025 году.

Доходы от государственной пошлины  на 2024 год спрогнозированы в сумме 2780,00 тыс. рублей с повышением  к оценке поступлений текущего года на 5,0 % или на 133,0 тыс. рублей.

В 2025   году доходы  прогнозируются  с увеличением к  прогнозу поступлений 2024 года  на 5,0 % , в 2026 году доходы  прогнозируются  с увеличением к 2025 года   на 4,8%.

По-прежнему потенциальным резервом увеличения доходной базы районного бюджета является принятие действенных мер по сокращению задолженности по налоговым платежам.

4.2.Неналоговые доходы.

Объем неналоговых доходов  на 2024 год в целом прогнозируется в сумме 22786,5 тыс. рублей, что  ниже  оценки поступлений текущего года на 4739,5 тыс. рублей, или на 17,2%.

Доля  неналоговых доходов  в общем объеме доходов  в 2023 году составляет 3,0 % (по оценке 2023 года их доля составит 4,1%)

 В 2025 году неналоговые доходы прогнозируются с ростом  к прогнозу 2024 года на 4,1%, в 2026 году к прогнозу 2025 года на 4,6%.

Структура неналоговых доходов на 2023-2026 годы представлена в нижеследующей таблице.

(тыс. рублей)

 

2023 (оценка исполнения)

2024

 (прогноз)

2025

 (прогноз)

2025

 (прогноз)

Показатели

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Всего, в т.ч.

27526,0

100,0

22786,5

100,0

23715,0

100,0

24812,7

100,0

Доходы  от использования имущества

4979,9

18,1

3866,5

17,0

3595,4

15,2

3297,5

13,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

883,8

3,2

446,5

2,0

446,5

1,9

446,5

1,8

Доходы от платных услуг

16705,3

60,7

17900,0

78,5

19100,0

80,5

20500

82,6

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1357,0

4,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3600,0

13,1

573,5

2,5

573,1

2,4

568,7

2,3

Прочие неналоговые доходы

 

В 2024-2026 годах структура неналоговых  доходов не претерпит существенных изменений, основную долю (от 77,7 до 95,9%) составят доходы от использования имущества, и доходы от платных услуг.

Расчет прогноза неналоговых доходов произведен  главными администраторами данных доходов в соответствии с разработанными и утвержденными методиками прогнозирования  администрируемых  доходов.

Доходы в виде арендной платы за земельные участки и использования муниципального имущества планируются на  2024 год в объеме 3866,5 тыс. рублей, что ниже ожидаемых поступлений 2023 года на 1113,4 тыс. рублей, или  на 22,4 %.

В 2025 году доходы спрогнозированы в объеме 3595,4 тыс. рублей  со снижением к предыдущему году на 7,0 %, в 2026 году в объеме 3297,5 тыс. рублей со снижением к уровню 2025 года на 8,2 % .

Основными доходными источниками в структуре неналоговых доходов являются: доходы от оказания платных услуг  (в среднем 80,5%) от объема неналоговых доходов.

Поступление данного вида дохода в 2024 году прогнозируется в объеме 17900,0 тыс. рублей,  что на  1194,7 тыс. рублей (или 7,2 % ) выше оценки поступлении 2023 года.

В 2025 году доходы  спрогнозированы в объеме  19100,0тыс. рублей с повышением к предыдущему году на 6,7 %  ,  в 2026 году в объеме 20500,0 тыс. рублей с повышением к 2025 году на 7,3 % .

Доходы от штрафов спрогнозированы в сумме 573,5 тыс. рублей  со снижением   к ожидаемой оценке 2023 года на 3026,5 тыс. рублей или на 84,1%.

В 2025 году доходы  спрогнозированы в объеме  со снижением  к прогнозу предыдущего года 0,1%,  в 2026 году в объеме  со снижением к  уровню 2025 года на 0,8%.

4.3. Безвозмездные поступления в 2024-2026 годах.

Формирование безвозмездных поступлений осуществлялось в соответствии с проектом областного закона «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Безвозмездные поступления  спрогнозированы на 2024 год в объеме 568845,7 тыс. рублей, что больше уточненного плана текущего года на 58334,5 тыс. рублей или  на 11,4%.

Структура безвозмездных поступлений в 2023-2026годах представлена в таблице                     (тыс. руб.)

                                                     Наименование показателей

2023

(уточненный план)

2024

(прогноз)

2025

(прогноз)

2026

(прогноз)

сумма

Уд. вес %

сумма

Уд. вес %

сумма

Уд. вес %

сумма

Уд.вес %

Безвозмездные поступления, всего

510512,9

 

568845,7

 

439361,7

 

489067,3

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Дотации на выравнивание

62613,0

 

75776,0

 

60278,0

 

61457,0

 

Субсидии

188533,9

 

252897,1

 

152558,5

 

203402,9

 

Субвенции

224572,2

 

226096,7

 

213488,5

 

211170,7

 

Иные МБТ

34732,3

 

14075,9

 

13036,7

 

13036,7

 

Возврат остатков

-0,2

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

 

Увеличение безвозмездных поступлении в 2023 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2023 года  обусловлено за счет повышения поступлении по дотации на 13163,0 тыс. рублей или 21,0% по  субсидий  на 64363,2  тыс. рублей  или на 34,1% и по субвенции на 1524,5 тыс. рублей или на 0,7 % .

Согласно законопроекту в структуре безвозмездных поступлении в 2025-2026 годах  по отношении к 2024 году  прогнозируется снижение   безвозмедных поступлений на 22,8% и 14,0% соответственно.

5.Расходы районного бюджета на 2023-2026 годы

5.1.В соответствии с представленным законопроектом на 2024 год расходы районного бюджета запланированы в сумме 756372,6 тыс. рублей, что на 57473,0 тыс. рублей  или 8,2 % выше по сравнению с ожидаемой оценкой 2023 года.

В 2025 году расходы прогнозируются со снижением к прогнозу 2024 года на 15,3%, в 2026 году по отношению к прогнозу 2025 с ростом 10,4 %.

Структура расходов районного бюджета  2023-2026 годы:

                                                                                 (тыс. рублей)

 

2023 (ожидаемое)

2024 (план)

2025 (план)

2025 (план)

Наименование расхода

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

Сумма

Уд.вес,%

ВСЕГО  РАСХОДОВ

698899,6

100

756372,6

100

640940,8

100

707466,2

100

Общегосуд. вопросы

56189,3

8,0

62119,0

8,2

65031,1

10,1

73861,9

10,4

Нац. безопасность

4090,6

0,6

5926,6

0,8

5836,6

0,9

5836,6

0,8

Нац. экономика

72951,5

10,4

98742,2

13,1

55240,0

8,6

55226,9

7,8

ЖКХ

8902,3

1,3

1797,7

0,2

551,6

0,1

551,9

0,1

Образование

410172,5

58,7

463451,6

61,3

400452,1

62,5

461819,4

65,3

Культура

49621,6

7,1

47191,0

6,2

45893,2

7,2

45896,4

6,5

Здравоохранение

2400,0

0,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Соц. политика

37189,2

5,3

31573,1

4,2

23662,8

3,7

18702,2

2,7

Физич. культура и спорт

26099,3

3,7

12831,0

1,7

11762,5

1,8

11762,5

1,7

Обслуживание МД

162,3

0,0

2260,0

0,3

2300,0

0,4

2300,0

0,3

М/бюдж. трансферты

31121,0

4,4

30480,4

4,0

30210,9

4,7

31508,4

4,4

 

В структуре общего объема расходов в 2023 году основное место занимают расходы, направляемые на образование- 61,3%, национальную экономику – 13,1%, на общегосударственные вопросы -8,2%, на культуру – 6,2%, на социальную политику -4,2 %,  на МБТ-4,0%.

 Рост объема расходов в 2024 году к оценке 2023 года предусмотрен по  Общегосударственным расходам на 10,6 %, по национальной безопасности на 44,9%, по национальной экономике на 35,4 %,  по образованию на 13,0%, ,  по  обслуживанию муниципального долга в 13,9 раза.

Снижение  объема  расходов в 2024 году  по сравнению с  ожидаемой оценкой 2023 года  предусмотрено по разделам,  на  ЖКХ на 79,8 %, на культуру   на 4,9 %, на социальную политику на 15,1%, на физическую культуру и спорт на 50,8%, по МБТ на 2,1%.

По разделу «Общегосударственные вопросы»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 62119 тыс. рублей, что на 5929,7 тыс. рублей (на 8,2 %) больше  по сравнению с ожидаемой оценкой  2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 8,2 %.

В 2025году  объем расходов спланирован с увеличением к плану 2024 года на 4,7%, в 2026 году к плану 2025 года с увеличением на 13,6 %.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках шести муниципальных программ «Развитие образования», «Развитие социальной сферы», «Развитие агропромышленного комплекса», «Развитие муниципального управления», «Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений», «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами».

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 5926,6 тыс. рублей, что на 1836,0 тыс. рублей (на 44,9%)  выше  по сравнению с   ожидаемой оценкой   2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 0,8%.

В 2025  2026 годах  объем расходов спланирован   со снижением к плану  2024 года на 1,5 %.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  двух муниципальных программ «Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений», «Развитие муниципального управления».

По разделу «Национальная экономика»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 98742,2 тыс. рублей, что на  25790,7 тыс. рублей (на 35,4%)  выше  по сравнению с ожидаемой оценкой  2023 года, доля в  общем объеме  расходов  составит- 13,1%.

В 2025 году  объем расходов спланирован со снижением к плану 2024 года на 44,1%, в 2026 году к плану 2025 с незначительным снижением  на 0,02%.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках двух муниципальных программ:  «Развитие агропромышленного комплекса», «Развитие транспортной системы».

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 1797,7 тыс. рублей, что на 7104,6 тыс. рублей (на 79,8%)  меньше   по сравнению с ожидаемой оценкой  2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит-   0, 2%.

В 2025году  объем расходов  спланирован со снижением к прогнозу 2024 года на 69,3%, в 2026 году  объем расходов спрогнозирован с незначительным увеличением к прогнозу 2025 года на 0,06%.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  двух  муниципальных  программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами»,

  «Развитие систем коммунальной инфраструктуры».

По разделу «Образование»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 463451,6 тыс. рублей, что на 53279,1 тыс. рублей (на 13,0%)  вьше  по сравнению с оценкой   2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 61,3%.

В 2025году  объем расходов спланирован со снижением к плану  2024 года на 13,6%, в 2026 году с увеличением  к плану 2025 на 15,3 %.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  трех   муниципальных программ: «Развитие образования», «Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района», «Развитие муниципального управления».

 По разделу «Культура и кинематография»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 47191,0 тыс. рублей, что на 2430,6 тыс. рублей (на 4,9%)  выше  по сравнению с оценкой  2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 6,2%.

В 2025 году  объем расходов спланирован со снижением к плану 2024 года на 2,75%, в 2026 году к плану 2024 с  незначительным увеличением на 0,01%.

  Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  трех  муниципальных программ: «Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района»,

«Развитие социальной сферы», «Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений».

        По разделу «Социальная политика »  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 31573,1 тыс. рублей, что на 5616,1 тыс. рублей (на 15,1%)  ниже  по сравнению с оценкой    2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 4,2%.

В 2025году  объем расходов спланирован со снижением к плану 202 года на 25,0%, в 2026 году к плану 2025 со снижением на 21,9%.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках пяти  муниципальных программ: «Развитие образования», «Развитие социальной сферы», «Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района», «Развитие муниципального управления», «Обеспечение жильем молодых семей».

По разделу «Физическая культура и спорт »  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 12831,0 тыс. рублей, что на 13268,3 тыс. рублей (на 50,8%)  ниже  по сравнению с оценкой   2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 1,7%.

В 2025 году  объем расходов спланирован со снижением  к плану 2024 года на 8,3%, в 2025 году   на уровне с  планом 2025года.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках одной муниципальной программы «Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района».

По разделу «Обслуживание муниципального долга»  на 2024 год планируются расходы  в  сумму 2260,0 тыс. рублей, что на 2097,7 тыс. рублей (12,9 раза )  выше  по сравнению с  оценкой  2023 года , доля в  общем объеме  расходов  составит- 0,3%.

В 2024-2025 годах  объем расходов спланирован с увеличением к плану 2024 года на 1,8%.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  муниципальной программы «Развитие муниципального управления».

По разделу «Межбюджетные трансферты»  на 2023 год планируются расходы  в  сумму 30480,4 тыс. рублей, что на 640,6 тыс. рублей (на 2,1%)  ниже  по сравнению с  оценкой  2023 года, доля в  общем объеме  расходов  составит- 4,0%.

В 2025году  объем расходов спланирован со снижением к плану 2024 года на 0,9%, в 2026 году к плану 2025 с   увеличением на 4,3%.

Расходы по данному разделу будут осуществляться в рамках  муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений».

По подразделу 01 «Дотации на выравнивание бюджетам поселении из бюджета муниципального района» запланированы  расходы в объеме 4952,0тыс. рублей.

Финансовое обеспечение расходных обязательств публично- правовых образований, возникающих при выполнении или переданных государственных полномочий Кировской области в объеме 4952,0,0 тыс. рублей.

По подраздел 03 «Иные межбюджетные трансферты на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений»   на 2024 год запланированы  расходы 20576,4 тыс. рублей.

Как и в текущем году,  расходная  часть бюджет муниципального района  на  трехлетний период  сформирована  с учетом реализации 11 муниципальных программ.  Постановлением администрации Советского района от 25.09.2020 № 601 «Об утверждении Перечня муниципальных программ Советского муниципального района Кировской области» (с изменениями, внесёнными постановлением администрации Советского района от 03.12.2020 № 768, от 10.08.2021 № 515, от 02.06.2022 № 375,19.09.2022 № 637)., утвержден  Перечень из 16 муниципальных программ Советского муниципального района Кировской области.

 На реализацию  11 муниципальных программ в бюджете запланированы расходы в сумме 735571,8 тысяч рублей( финансирование по  5 муниципальным программ проектом не предусмотрены).

 

№п/п

Наименование показателя

 

2024 год

прогноз

Доля в %

 

Программные расходы - всего

753571,8

100

1

Муниципальная программа" Развитие образования"

463972,5

61,6

2

Муниципальная программа "Развитие социальной сферы"

13096,9

1,8

3

Муниципальная программа "Развитие агропромышленного комплекса" 

9335,0

1,2

4

Муниципальная программа "Развитие муниципального  управления"

50661,3

6,7

5

Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений"

58915,2

7,8

6

Муниципальная программа «Развитие транспортной системы»

 

90607,2

12,0

7

Муниципальная программа «Развитие систем коммунальной инфраструктуры

1557,7

0,2

8

Муниципальная программа" Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами"

610,0

0,1

9

Муниципальная программа « Обеспечение  жильем молодых семей»

949,8

0,1

10

Муниципальная программа "Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района"

63856,2

8,5

11

Муниципальная программа "Обеспечение общественного порядка и профилактика правонарушений в Советском районе"

10,0

0,0

 

Наибольшую долю в расходах бюджета  занимают расхоры на реализацию программы " Развитие образования" 61,6% от общего объема расходов , «Развитие транспортной системы» 12,0%, "Развитие муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению культуры и социальной работы администрации Советского района" 8,5%, Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений" 7,8 % и "Развитие муниципального  управления" 6,7%.

   Вне рамок муниципальных программ на 2023 год  предусмотрены расходы на содержание главы  муниципального района, руководителя  контрольно-счетной  комиссии района, содержание районной Думы в сумме 2800,8 тыс. рублей, на 2025-2026 годы расходы предусмотрены со снижением к плану  2024  года на 5,2%.

В ходе исполнения бюджета муниципального района в 2024 году  возможен пересмотр объем расходов  с учетом уточнения показателей по доходам (включая дотацию на выравнивание обеспеченности и целевые трансферты) и распределением, условно утвержденных расходов на увеличение финансирования муниципальных программ.

 Проектом бюджета на 2024 год предусмотрены средства на реализацию мероприятия национальных проектов в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 

 

наименование

2024 год

2025 год

2026 год

Всего по национальным проектам

1436,4

1436,4

1629,8

Реализация мероприятий национального проекта "Образование"

1436,4

1436,4

1629,8

Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"

1436,4

1436,4

1629,8

Проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях

1436,4

1436,4

1629,8

6. Сбалансированность районного бюджета, муниципальный долг,

 бюджетные и коммерческие кредиты.

Согласно представленному проекту на 2024 год бюджет спрогнозирован без дефицита, в 2025-2026 годах районный бюджет спрогнозирован с дефицитом  на   2025 в сумме 3582,0 тыс. рублей, в 2026- в сумме 11631,8 тыс. рублей.

Долговая политика на 2024 год и среднесрочную перспективу 2025-2026 годы будет направлена на обеспечение долговой  устойчивости муниципального образования путем минимизации привлечения коммерческих заимствований, в ходе исполнения бюджета в планируемом периоде вести работу по снижению объемов привлечения кредитов кредитных организации предусмотренных в целях обеспечения сбалансированности бюджета.

 В 2024 году в бюджетом Советского муниципального района кредиты, от кредитных организации  не привлекались.

Согласно предоставленному проекту в 2025 году предусмотрен объем привлечения заимствований у кредитных организаций в сумме 12282,0 (на 1879,3 тыс. руб.) за счет снижения доли кредитов кредитных организации.

 В 2026 году  объем привлечения заимствований вырастет к  плану 2025 года на 65,5 % ( на 8049,8 тыс. руб.) и составит 20331,8 тыс. рублей за счет увеличения доли кредитов кредитных организации..

Верхний предел муниципального долга Советского района  составит:- на 01.01.2025 – 26000,0 тыс. рублей,  на 01.01.2026 –29582,0 тыс. рублей, на 01.01.2027 – 41213,8 тыс. рублей.

Анализируя  проект бюджета в 2024-2026 годах,  просматривается  повышение долговой нагрузки бюджета района относительно собственных доходов,  муниципальный долг в 2024 году составит 13,7 %, в 2025 году -14,9 %, в 2026 году – 19,9%.

 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

1. Формирование проекта районного бюджета  на 2024 год и плановый период 2025 и  2026 годов  осуществлено в соответствии  с положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области и иными документами представленными вместе с законопроектом.

При формировании проекта бюджета соблюдены требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации относительно предельного объема муниципального долга и предельного объема расходов на его обслуживание.

Проект районного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025- 2026 годов сформирован на основе базового (второго) вариант прогноза социально-экономического развития Советского района на 2024 год и на плановый период  до 2026 года, который рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.

При формировании районного  бюджета  на 2024-2026 годы учтены Основные направления налоговой и бюджетной политики Советского района  на 2024-2026 годы.

2.Общий объем доходов районного бюджета на 2024 год прогнозируется в объеме  756372,6 тыс. рублей, что на 57473,0 тыс. рублей или 9,2 % выше  ожидаемого исполнения 2023 году. В прогнозируемом периоде  предусматривается увеличение  доли  «налоговых и неналоговых» доходов муниципального бюджета с 24,7% по оценке 2023 года до 29,7% в 2026 году при одновременном  снижении доли  безвозмездных поступлений с 75,3% до 70,3 % к 2026 году.

3. .В соответствии с представленным законопроектом на 2024 год расходы районного бюджета запланированы в сумме 756372,6 тыс. рублей, что на 57473,0 тыс. рублей  или 8,2 % выше по сравнению с ожидаемой оценкой 2023 года.

Проект районного бюджета на 2024-2026 годы  сформирован на основании 11 муниципальных программ Советского муниципального района со сроком реализации по 2026год. На реализацию  11 муниципальных программ в бюджете запланированы расходы в сумме 735571,8 тысяч рублей ( финансирование по  5 муниципальным программ проектом не предусмотрены, что может не позволить своевременно реализовать ряд запланированных мероприятий).

Вместе с тем формирование расходной части  районного бюджета на 2024 год по отдельным направлениям осуществлялось на уровне плановых назначений  текущего года  без учета инфляции и индексации расходов. Планирование бюджетных ассигнований на 2024 год без индексации может привести к недостатку объемов финансирования и необходимости увеличения ассигнований в течение 2024 года.

4.При планируемом бюджете на 2024 год и среднесрочную перспективу, просматривается увеличение верхнего предела муниципального долга  на 58,5 % с 26000,0 тыс. рублей  в 2024 году до 41213,8 тыс. рублей в 2026 году.

Просматривается  повышение долговой нагрузки бюджета района относительно собственных доходов,  муниципальный долг в 2024 году составит 13,7 %, в 2025 году -14,9 %, в 2026 году – 19,9%.

5. Документы для рассмотрения бюджета на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов представлены в полном  объеме.

6. По итогам анализа проекта бюджета, с  учетом, изложенного в настоящем заключении, Контрольно-счетная комиссия  считает возможным принятие  решения «О бюджете муниципального образования Советский муниципальный  район на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов».

 

 

Председатель КСК Советского района                               Г.А. Недозорова



Возврат к списку